пятница, 19 марта 2010 г.

Детство,опаленное войной

               
Много лет в Каневской живут супруги Пётр Николаевич и Нина Николаевна Жульевы. Родом они из посёлка Кеслярово (Крымский район). Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось тринадцать, а ей - четыре года. Но страшное военное время они запомнили как череду чёрных дней, когда смерть могла их настичь в любую секунду. Война забрала у них детство, а вместо игрушек они получили фашистское рабство.
              - В 1940 году у нас умерла мама, отец остался с нами троими, - вспоминает Пётр Николаевич. - Когда враг подошёл к Краснодарскому краю, то и отца, и двух моих старших братьев мобилизовали на фронт, я остался один.
              В хозяйстве у Жульевых были корова и коза с козлятами. Мальчик прилежно ухаживал за животными, вставал рано, весь день посвящал работе. Однажды Пётр услышал рёв двигателей мотоциклов и незнакомую речь - в посёлке появились немцы. В стальных шлемах, со звериным, как показалось ему, взглядом. Дети, глядя на них, разбегались в разные стороны. Но нашлись и такие взрослые, кто встречал их хлебом-солью, а потом выдавал своих соседей немецким карателям или сам шёл на службу к оккупантам.
              - В посёлке в ту пору скрывался у родственников один партийный работник по фамилии, кажется, Слышек, - рассказывает П.Н. Жульев. - Его выдал фашистам наш сосед, немцы рас¬стреляли партийца, а-предатель всю оккупацию прощеголял в его пиджаке и сапогах.
              Однажды немцы и полицаи появились во дворе у Жульевых, они забрали корову и козу, оставив лишь козлят. Мальчик отчаянно пытался отстоять козу, сам рос без матери и сопротивлялся тому, чтобы детёныши козы остались одни. Поэтому плакал и махал палкой, но не смог противостоять группе взрослых мерзавцев. Полицаев сначала позабавила выходка юнца, а затем они надавали ему тумаков и удалились, прихватив с собой кое-какие вещи из дому.
                Спустя некоторое время Пётр увидел козу в своём дворе, она сбежала к своим детям, и тогда мальчик её надёжно спрятал и никому об этом не говорил. Через несколько дней во дворе сно¬ва появились полицаи, на этот раз они забрали самого Петра. Так он вместе с другими детьми оказался в вагоне, потом их переправили в Крым. На станции Джанкой мальчик спросил у полицая, куда их везут.
              - Мыло из вас будут делать! Понимаешь? Варить мыло! - ответил вражеский пособник.
Услышанное породило у детей панический ужас, и тогда Пётр и ещё двое ребят решились на побег. Где они сбежали - Пётр не знает, где-то на Украине. Но гуляли на свободе недолго, питались чем Бог пошлёт. Например, выкапывали картошку на полях, пекли и ели. В конечном итоге были снова схвачены полицаями и отправлены на работу к немецкому фермеру куда- то под Умань. Кроме детей у фермера трудились несколько десятков женщин и подростков. Работали от зари до зари. Кормили плохо, пьяные охранники постоянно издевались и подвергали побоям всех, кто попадал им под руку.
         И такая жизнь продолжалась до тех пор, пока рабов не освободила Красная армия. Потом было долгожданное возвращение домой. Рано повзрослевший Пётр поступил учиться в ФЗУ, стал плотником, затем работал на стройках, восстанавливая разрушенное войной хозяйство, в том числе и в городе-герое Новороссийске.
Жена Петра Николаевича -Нина Николаевна - попала в немецкое рабство вместе со всей своей семьёй.
         - У родителей нас было шестеро, отец воевал на фронте, -вспоминает Н.Н. Жульева. - Все мы, дети, пережили тяжёлое время немецкой неволи. И не знаю, как удалось выжить в этом аду! Как бы нам, бывшим несовершеннолетним узникам, хотелось, чтобы эти ужасы никогда не повторились и наши потомки не узнали того, что пришлось испытать нам.

Борис КОНСТАНТИНОВ
Материал напечатан в газете «10-й канал» 18.04 2005 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий