четверг, 11 марта 2010 г.

С высоты прожитых лет

          Приехав в станицу Каневскую, на свою родину, я обратила внимание, что на бывшей средней школе № 1 (ныне там расположена гимназия), которая находится по ул. Вокзальной вблизи кинотеатра «Космос» и парка, нет таблички, на которой было бы указано, что в годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь для раненых.
         В середине июня 1941 года я окончила 7 классов СШ № 1, а 22 июня началась Великая Отечественная война, и уже в конце июля - начале августа в этой школе расположился военный госпиталь, куда с фронта привозили раненых бойцов.   
        В начале войны многие учащиеся старших классов ушли на фронт, многие пошли работать в колхозы, и количество школьников сократилось. Ситуация на фронтах складывалась такая, что войска Красной Армии отступали. Было тревожно. Вечерами к «госпиталю» приходили жители Каневской и расспрашивали у ходячих раненых, почему наша армия отступает. И некоторые из них рассказывали, как при отступлении они стреляли из винтовок по немецким летящим самолетам, а сбить их не могли.
Незадолго до оккупации станицы этот госпиталь был эвакуирован. А немцы заняли Каневскую 6 августа 1942 года.
         5 февраля 1943 года наши войска освободили станицу от фашистов, и уже через несколько дней в этой же СШ №1 открылся военный госпиталь. Обслуживающего персонала не хватало.Преподаватели школы ходили по домам и просили девочек-школьниц поработать в госпитале. Парты из классов были вынесены. Кроватей не было. Вдоль стен на полу стелили солому, на которую клали привезенных с фронта раненых бойцов. Они были разных национальностей. Их доставляли в госпиталь на машинах, на подводах. Среди раненых было много обмороженных. Снимая с них ботинки, портянки, обмотки, сестры видели, как срывалась и кожа на ногах.
       Мы, школьницы, ухаживали за ранеными. В классах были печки, которые надо было топить. Мы ходили по улицам, по пустырям и искали ветки, доски для отопления классов-палат. Воду брали из проруби замерзшей речки и на водовозке привозили в госпиталь. Когда раненые по-немногу поправлялись, они выходили в школьный коридор.Среди жителей Каневской были такие, кто приходил к администрации госпиталя и просил разрешения взять раненых к себе домой для долечивания.
      Мне запомнился один паренек 18-19 лет, родом из Одессы с ампутированной ногой. Когда он стал поправляться, то на костылях выходил из палаты-класса и медленно ходил по длинному школьному коридору. Когда мимо него кто-нибудь проходил, он останавливался и со слезами на глазах спрашивал: «Скажите, как я буду танцевать вальс-бостон? Ну скажите, как?» Прошли уже десятилетия, но забыть этого паренька-одессита я не могу. С высоты прожитых лет все видится яснее Из девочек-школьниц, работавших в этом госпитале, мне запомнились Лида Назаренко, Аля Валя (фамилия, зовут Аля), Краснова Надя (в детстве Толочко) и другие, фамилии которых я уже не помню.
          Где-то в марте 1944 года этот госпиталь был расформирован. И опять начались занятия в нашей родной СШ № 1. Наш единственный 10-й класс, в котором обучалось всего 16 человек, мы окончили летом 1944 года. Все 16 выпускников этого года получили высшее образование.
Через вашу газету я обращаюсь к администрации Каневской с просьбой повесить табличку на наружной стене бывшей СШ №1 с надписью, что в годы войны здесь находился военный госпиталь (с августа 1941 по июль 1942 года, и с февраля 1943 по март 1944 года). Будущие поколения должны знать об этом.


В. СУМИНА
г. Красный Луч.

Материал напечатан в  газете  "Каневские зори"    13 сентября,2001г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий